СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Захар Прилепин. День рождения 7 июля 1975 года

08.07.2024 06:10

ВСЁ СБЫЛОСЬ

 

ЗАХАР ПРИЛЕПИН. 

 

(Евгений Николаевич Прилепин)

 

Фрагмент книги «Истории из лёгкой и мгновенной жизни».

 

В паспорте написано, что я родился  в деревне Ильинка Скопинского района Рязанской области. Это не совсем так. Семья моя действительно жила в Ильинке и там я провёл детство. Но родили меня в роддоме городка Скопин, в десяти километрах от моей Ильинки, где роддома не было.

Это случилось 7 июля 1975 года; три семёрки в дате моего рождения, считаю, чуть иронизируя над самим собой, время от времени приносят мне удачу.

В Скопине в своё время родился автор песни «Эх, дороги…» композитор Анатолий Новиков,   маршал СССР Бирюзов, кинорежиссёр Лукинский, драматург Афиногенов, философ Хоружий, в том же городке жил и учился будущий российский политик Владислав Сурков.

Я был крещён вскоре после рождения в церкви села Казинка — это соседнее с Ильинкой село, откуда происходил родом мой дед по матери.

Отец мой, Николай Семёнович Прилепин преподавал в соседней с Ильинкой деревне Высокое историю и одновременно был директором школы. В летние каникулы он брал заказ не ремонт школы и вдвоём с каким-нибудь приятелем красил здание, менял окна, штукатурил и тому подобное. Он всё умел делать, в том числе виртуозно играл на гитаре и баяне, и как баянист был званным гостем на всех свадьбах; рисовал, в том числе на заказ, но чаще дарил свои карты за так, или за «банку вина», как он это называл. Практически все его работы, за исключением нескольких, утеряны.

Отец научил меня ценить живопись: более всего Константина Коровина и Петрова-Водкина.

Отец был под метр девяносто ростом, во всех компаниях, где я его видел, он всегда был самым сильным и самым умным. Рядом с ним я никогда и ничего не боялся.

В юности отец хотел стать художником, и музыкантом он тоже хотел быть, и, кажется ещё поэтом — я видел несколько его стихов, в рубцовском стиле написанных; потом они тоже потерялись.

Никем из перечисленных отец не стал, и это его со временем надломило. Он выпивал, как и многие мужики в те времена, но выпивал безжалостно к самому себе.

Впрочем, пока он был молод и полон сил — это не было так заметно.

Мы держали в Ильинке небольшое хозяйство: кур, уток; у нас был огород.

Огород отец вспахивал сам: запрягал лошадь, и пахал, я смотрел на это.

Крестьянский труд, как и любой другой, давался ему легко.

Родом отец происходил из села Каликино Добровского района Липецкой области — до появления Липецкой области, село числилось в Тамбовской губернии. Каликино стоит на притоке Дона — реке Воронеж. В Каликино я проводил большую часть лета с самого раннего детства до шестнадцати лет, и считаю эту деревню своей родиной в поэтическом смысле. Там, на окраине деревни, есть высокие холмы, куда я уходил и сидел там целыми днями, не зная зачем, глядя на простор и заходящее солнце.

Деда моего звали Семён Захарович, он тоже был высок, белес, степенен, необычайно силён физически, имел басовитый голос, слышимый за целую улицу. Великую Отечественную он начал артиллеристом, командиром орудия, летом 1942 года, отвоевав полгода, попал в окружение и в плен, и сидел в немецких лагерях до конца войны. Освободили его американцы. Когда его выпустили — он весил 47 килограмм. К своим он пошёл пешком. Деда допросили и отпустили восвояси.

Со своей женой — моей бабушкой — он поженился ещё до войны, и она, не получив от него ни одной весточки, кроме письма в 1942 году, ждала его всю войну и дождалась.

Письмо это я видел и читал. Там дед писал, что был в страшном бою, они отражали танковую атаку, но теперь всё хорошо и он просит жену ждать его.

Бабушку звали — Мария Павловна, она была настоящая русская женщина, богомольная, терпеливая, никогда и не при каких обстоятельствах не повышавшая ни на кого голоса. Читать она едва умела, и в школе училась то ли класс, то ли два. Бабушка была, как и дед, каликинская. В речи её были много сугубо казачьих диалектизмов.

Письмо деда тоже потерялось. Оно было на открытке.

Позже добрые люди провели исследования и восстановили мою родословную по отцу до XVII века. Выяснилось, что Прилепины происходили из однодворцев: было такое сословие, набираемое из боярских детей, казачества и монастырских крестьян для охраны окраин государства. Прилепины не были детьми боярскими — они происходили из монастырских крестьян. Предки по линии бабушки тоже были из однодворцев — удивительно, но даже после двух с лишним десятилетий Советской власти, в силу традиции, бывшие однодворцы всё равно заключали браки внутри своего сословия.

Кто-то из Прилепиных, согласно документам, ещё в XVII веке ходил в походы на Крым; это, в силу некоторых обстоятельств моей биографии, кажется мне забавным и знаковым.

Мать моя, Татьяна Николаевна, в девичестве — Нисифорова, работала в сельской ильинской больнице. Рядом с больницей стояла не разрушенная, но ещё не открытая тогда церковь. Я очень часто гулял вокруг этой церкви. Она казалась мне высокой и загадочной.

Напротив церкви стояла двухэтажная школа, — потом её разрушили, — где я начал учиться.

Моего деда по матери звали Николай Егорович Нисифоров, они с бабушкой жили в пригороде Скопина — в пору моего детства это место называлось совхоз им. Мичурина. Потом совхоз переименовали в село Успенское.

Дед с бабушкой (мы называли её бабукой) были хлебосольны, постоянно собирали гостей, устраивали огромные застолья. Держали хозяйство: две коровы, несколько свиней, кролики, утки, гуси, куры.

Дед был охотником.

Ещё он научил меня косить. Всё лето я, и мой двоюродный брат Колёк, будущий герой многих моих рассказов, занимались крестьянским трудом; думаю, это пошло мне на пользу.

Дед прошёл почти всю войну, начав воевать под Сталинградом и встретив победу в Венгрии. Он был пулемётчиком и потерял только вторых номеров пять или шесть человек. Вообще же из его пулемётного расчёта погибло более двух десятков солдат. Когда они штурмовали Днепр, снаряд попал в плот, на котором они плыли, и все погибли, деда выбросило в воду — он не был ранен, но и плавать не умел — чудом уцепился за какое-то бревно и доплыл.

В 1946-47 годах дед дослуживал на территории Западной Украины, и всю жизнь ненавидел бандеровцев; «бандера», — с маленькой, потому что это произносилось, как синоним «негодяя» или потенциального предателя, — было у него одним из самых ругательных слов.

Когда дед вернулся с фронта, мать его не узнала, потому что на него ещё в 1942 году пришла похоронка. Писем домой он всё это время не писал. Говорил, что тогда он едва умел писать. В школе он тоже учился то ли один класс, то ли два.

На самом деле, сильно контуженного в боях под Сталинградом деда подобрала какая-то баба, и он у неё сначала оклемался, а потом ещё жил какое-то время — дрова, говорит, рубил.

В общем, когда он вернулся, его заново засчитали поступление на службу — уж не знаю, как он исхитрился объяснить, куда он делся на несколько месяцев. Видимо, по этой причине дед старался не попадаться никому не глаза и даже писем домой не писал.

Он был награждён медалями «За отвагу» и «За взятие Будапешта».

Родители моего деда работали на даче у наркома Ворошилова и видели Сталина. Надеюсь, что в каких-нибудь документах рано или поздно обнаружатся садовники Нисифоровы — это мои.

Бабушку мою, жену деда, звали Елена Степановна, она была родом из-под Воронежа, говорила, что она казачка, и навела меня на мысль почитать книги про Степана Разина — она сама читала романы и Чапыгина, и Злобина. Чапыгин ей нравился больше.

Мать моей бабушки, моя прабабка, была откуда-то из центральной Украины и говорила исключительно на суржике, фамилия её была Толубеева, звали Марией. Я её не застал, она умерла молодой, но бабушка так рассказывала.

В конечном итоге я считаю себя одновременно и рязанским, и липецким, и тамбовским, и воронежским. И заодно немного малороссом.

Бабушка знала песни на украинском и пела их иногда.

Они устраивали с моим отцом концерты — он на семиструнной гитаре, она на балалайке — играли «Страдания» — это было бесподобно.

Когда отец и бабука играли вместе — так выглядело моё счастье.

В Ильинке у нас был проигрыватель грампластинок, на котором мы непрестанно, целыми днями, крутили два первых диска Александра Дольского, которые отец привёз из Рязани. Пластинку Дольского «Государство синих глаз» 1980 года я до сих пор считаю чудом. Много позже я встретил Дольского и сказал ему об этом. Он был первым поэтом, которому я дал почитать свои стихи. Дольский перезвонил мне и сказал, что я талантлив. Я до сих пор благодарен ему за это.

Мы прожили в Ильинке до 1984 года и переехали в Дзержинск тогда ещё Горьковской области, где у матери жил брат, писавший ей, что в городе дают молодым работникам бесплатное жильё и можно найти хорошую работу.

Сначала в Дзержинск переехал отец и устроился преподавателем в ПТУ номер 44 на проспекте Дзержинского.

Потом приехали мы всей семьёй: мать, старшая сестра и я. Мать устроилась в Дзержинске на завод «Корунд». Мы жили в общежитии на проспекте Дзержинского, 36, это был последний дом в городе, дальше начиналась заводская зона.

В Дзержинске, в возрасте девяти лет, я впервые открыл синий томик Сергея Есенина, хотя мама читала мне его вслух ещё в Ильинке, и я, к примеру, был тогда уверен, что «хатывризахобраза» — это одно волшебное слово.

В доме нашем имелось много другой поэзии, отец любил и собирал стихи, но Есенин был, как и я, рязанский, и это повлияло на мой выбор. Я начал читать его сам и едва не потерял от чего-то неизъяснимого рассудок. До сих пор я могу продолжить любую строчку из стихов Есенина по памяти и сказать в каком году эти стихи написаны.

В том же году мне попалась в нашей библиотеке книга писателя Злобина «Степан Разин», вся пожелтевшая, в переплёте, сделанном из жёлтой в чёрную крапину занавески — про этот роман мне говорила бабука, теперь я прочитал его, и был совершенным образом потрясён.

Немногим позже я нашёл романы о Разине Чапыгина и Шукшина, они мне тоже нравились, но Злобин больше всех. В детстве я перечитывал эту книгу, быть может, двадцать или тридцать раз. Она тронула меня больше, чем «Остров сокровищ» или «Робинзон Крузо».

Хотя, конечно, два американца — Лондон и Твен, два британца — Конан Дойл и Киплинг, и два француза — Дюма и Жюль Верн, — доставили мне много удивительных минут: лучшее из написанного ими — в чистейшем виде волшебство.

Другой моей любовью был Аркадий Гайдар. Помню, я болею, простыл, и мама мне читает «Школу» Гайдара — прекрасно.

Я стал тем, что я есть, благодаря этим книжкам, моему деревенскому детству и моим трудолюбивым, незлобливым, щедрым старикам. Все они — Семён Захарович, Мария Павловна, Николай Егорович и Елена Степановна очень сильно повлияли на меня, я всех их очень и по-разному любил.

В девять лет я начал писать стихи.

Первое из написанных мной стихотворений завершалось так: «Люблю я Русь, клянусь». Ничего принципиально нового я с тех пор не придумал.

Учились мы с сестрой в школе номер 10 на площади Маяковского. Из школьного коридора был виден отличный памятник Маяковскому. Напротив моей школы был роддом, в котором, скорей всего, родился в 1943 году Эдуард Лимонов, но тогда я ещё об этом не знал.

К тринадцати годам я был совершенно сдвинут на поэзии Серебряного века. Целыми днями я читал стихи и едва не бредил ими. Отец подарил мне печатную машинку и я понемногу собрал антологии русских футуристов, символистов и акмеистов, перепечатывая их собственноручно, двумя пальцами.

Если стихи Маяковского и Каменского (футуризм), Блока и Брюсова (символизм), Городецкого и даже Ахматовой (акмеизм) были доступны, то Мережковского, Белого, Сологуба и Бальмонта, Хлебникова и Бенедикта Лившица, и тем более Гумилёва найти было куда сложнее.

Но я находил.

Во-первых, в разнообразных советских поэтических антологиях, где почти все вышеназванные появлялись время от времени.

Во-вторых, у нас было советское собрание сочинений Корнея Чуковского, и там были, о, чудо, в отличной статье о футуристах — множество примеров футуристических стихов, иные даже целиком; ещё там была статья про Фёдора Сологуба, тоже с целыми стихами в качестве примеров; там я обнаружил блистательную статью про Игоря Северянина — и странным образом влюбился в его стихи, которые собрал в отдельную, собственного изготовления, книжку. Почти всего классического, начиная с «Громокипящего кубка» и года до 17-го Северянина я знал наизусть (сейчас я думаю, с некоторой, быть может, печалью, что это очень средний поэт).

В-третьих, какие-то редкие издания перечисленных поэтов я обнаружил в запасниках дзержинского Дома Книги, где иногда сидел целыми днями, понемногу прогуливая школу; а что-то к 1987 году начало появляться в периодике.

В любом случае, когда отец прошил и переплёл собранные мною антологии символистов, футуристов и акмеистов — их в России не существовало вообще: собрали их, и начали издавать только лет десять спустя.

Двоюродная моя сестра Саша училась на филфаке — и носила туда мои антологии, потому что других учебных пособий по теме русского модернизма начала века просто не было.

В 1989 году я увидел в кинотеатре работу Алана Паркера «Сердце Ангела» с Микки Рурком в главной роли, и пересмотрел его несколько десятков раз, будучи поражён эстетической безупречностью фильма и явственным ощущением чего-то потустороннего. Рурк там играл гениально.

У сестры Саши был парень — Геннадий, носивший прозвище Ганс — Ульянов. Он был музыкантом. Музыка стала новой моей страстью.

В пятнадцать лет я начал учиться играть на гитаре и сочинять песни — скажем, песню «Вороны», я придумал в 16 лет, записал на аудиокассету, а спустя 25 лет извлёк, немного переделал текст и записал: её исполнил рок-бард Бранимир.

С Геной мы были неразлучны года четыре подряд. Я нещадно прогуливал школу, мы целыми днями слушали музыку, пили пиво и мечтали о скорой славе.

Стены своей комнаты в квартире на улице Терешковой, 10, полученной моей матерью от завода, где она работала, были украшены мной плакатами с изображениями Александра Башлачёва, Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя и Константина Кинчева. Чуть меньшее пространство занимали Вячеслав Бутусов, Дмитрий Ревякин, Михаил Борзыкин и Александр Скляр.

Тогда же я начал слушать и собирать все записи «Cure», «A-HA», «Depeche Mode». Многие годы любимейшим моим исполнителем был Марк Алмонд, удивительными казались поздний Брайн Ферри и ранний Крис Айзек; пару лет спустя в моей фонотеке появился и утвердился на многие годы Игги Поп.

По-прежнему и я, и мои родители много слушали Александра Дольского, очень любимого моей матерью Владимира Высоцкого и открытого для меня отцом, Александра Вертинского, которого я обожал.

К 1990 году мы сочинили с Гансом штук тридцать песен, некоторые из них мне до сих пор кажутся очень хорошими. В том же году наша с ним группа впервые начала выступать на рок-фестивалях, хотя сам я на сцену ещё не выходил.

Если говорить о литературе, то в тот год я начал узнавать греческую поэзию XX века, которую люблю по сей день, особенно мне близки Яннис Рицос и Тасос Ливадитис. Восхищают они меня нисколько не меньше, чем ключевые фигуры столетия, вроде Хэма или Экзюпери.

В прозе я тогда же открыл для себя Гайто Газданова, пожалуй, любимого моего писателя по сей день. Все 90-е я был увлечён сочинениями Генри Миллера.

Не помню, что было моим побуждением, но в эти годы я вдруг начал, как остервенелый, качаться, и за пару лет достиг каких-то удивительных результатов: я мог целыми днями отжиматься и подтягиваться, бегать по лесу с гантелями, бить боксёрскую грушу и находил это крайне увлекательным.

Ещё в 1990 году я прочитал Лимонова. В Скопине, на книжном развале, я увидел книгу «Это я, Эдичка» — и, зная, что автор из Дзержинска, купил. Лимоновский роман стал для меня потрясением, в чём-то даже сравнимым с первой реакцией на есенинские стихи. Но там я был ещё ребёнком, а тут уже вытянулся в подростка. Лимонов был отличным писателем до тюрьмы и в тюрьме, а потом расхотел, но это уже его дело.

В периодике тогда мне стали попадаться антиперестроечные статьи Лимонова — и я сразу безоговорочно им поверил.

Отец мой был настроен консервативно, хотя в бесконечных политических спорах той поры не участвовал. Тогда все вокруг нас поголовно были демократами, — а отец, ни с кем не споря, уходил что-нибудь читать, закуривая по дороге «Астру».

19 августа 1991 года мы с моей сестрой, по дороге из российского ещё Крыма — попали в Москву — я помню, как весь день бродил по городу и, встречая колонну демократических демонстрантов, испытывал явственное чувство отторжения.

Закончив школу, я пошёл на филфак. Учиться там я не любил, латынь и языкознание еле сдавал, и всё надеялся, что вот-вот мы с Гансом станем известны, и мне можно будет оставить мой университет в Нижнем — кажется, Горький тогда уже переименовали в Нижний Новгород. Филфак располагался сначала на площади Минина, а потом переехал на Большую Покровку.

Но вместо музыки, неожиданно для самого себя, я занялся совсем другим.

Наверное, на меня очень сильно повлияла смерть отца, — он умер в 1994 году в возрасте 47 лет.

Ещё в 93-м вышел странный указ Бориса Ельцина о пополнении рядов МВД учащимися ВУЗов. Студенты, начиная с третьего курса, могли, прослужив полгода в армии, устроиться на разные должности в милиции.

Прослышав об этом, я решил подать документы: возьмите и меня.

Помню, что в милицию я пришёл с длинными волосами — я же был музыкант. И ещё с серьгою в ухе, в виде крестика. Удивительно, но принимавший документы подполковник не выгнал меня вон.

В итоге, когда таких, как я, набралось достаточное количество, для нас создали в лесу на реке Линда специальную воинскую часть. Я взял академ в университете и пошёл служить. Это был 94-й год.

Для нас специально подобрали армейских, а не милицейских, командиров, которые должны были из студенчества стремительно выбить гражданскую дурь — тем более, что служить нам предстояло не положенные тогда полтора года, а куда меньше.

Нас начали терзать бесконечной строевой, ночными построениями и уставщиной, но хватило командиров только месяца на полтора — в виду того, что самих их никто не проверял, они начали бесконечно пьянствовать; в итоге наша служба постепенно превратилась в нечто невообразимое — потому что мы тоже, естественно, пили, тягая водку из соседних деревень. Офицеры прятались от нас, мы от них. Даже не могу понять, что напоминала мне моя служба.

Закончилось всё, впрочем, благополучно — после этого приключения, я отучился в милицейской учебке, попал в патрульно-постовую службу, и оттуда поскорей перевёлся в ОМОН: тогда как раз началась первая Чеченская, в Нижегородском ОМОНе и в местном СОБРе уже были потери.

Я точно знал, что мне туда надо.

Примерно в те годы я бросил писать стихи, и с тех пор написал их не более пяти-семи штук, по случайности.

В марте 1996 года наш отряд поехал в командировку в Грозный, который как раз тогда брали в очередной раз местные сепаратисты при поддержке мирового ваххабитского движения и добровольцев из отдельных бывших республик СССР.

Отряд наш провёл множество зачисток, в которых я тоже, естественно, участвовал, мы сопровождали разные опасные грузы, охраняли офицеров высшего звена, участвовали в нескольких боях, брали в плен и вывозили за пределы республики «полевых командиров». Мародёрством не занимались категорически, пленных не избивали и не пытали — короче, всё, что потом вешали на «федералов» прошло мимо меня — ничего подобного я никогда не видел.

Помню, мы подсчитали, что за весну того года в Отрядах особого назначения, что работали в Грозном, погиб каждый двадцатый боец. Убивали тогда каждый день — и добавляли новые фамилии в фойе ГУОШ (штаб округа) на специальной траурной доске. Мы там как раз стояли, в центре Грозного.

Теперь я не узнаю Грозный — он был изуродован и развален; нынче всё иначе.

В конце 1996 года в Дзержинск приехал Эдуард Лимонов. В Дзержинске он не был с детства.

После встречи с читателями, я подошёл к Лимонову и сказал, что я из ОМОНа и тоже хочу антибуржуазной революции. Ельцина и демократию тех времён я за власть не считал; хотя думал об этом, в сущности, мало.

Лимонов дал мне свой адрес и телефон. Спустя пару недель написал ему письмо. Там было про то, как я люблю его книги, особенно «Дневник неудачника». И ещё два моих военных стихотворения были в письме.

Он ответил мне. Хотя Лимонов терпеть не мог, когда ему присылали стихи, он написал мне «Стихи у вас отличные, мы дадим в «Лимонке». Одно». Ещё там было про партийные дела.

Я написал тогда заявление о вступлении в партию, но оно затерялось, в итоге я вступил в Национал-большевистскую партию чуть позже.

В 1997 году я встретил свою жену Машу и вскоре, по безумной любви, женился.

Помню, что месяцы моей влюблённости совпали с тем, что я наконец раздобыл сборник поэзии Анатолия Мариенгофа — и читал его ранние стихи и поэмы взахлёб. До 1924 года он был очень оригинальным поэтом.

В 1998 году у нас с Машей родился первый сын.

Ещё помню, как вместе с женою мы читали «Иосиф и его братья» Томаса Манна — это невозможная и величественная книга, в мире таких несколько, я перечитываю их раз в десять лет — эту, «Тихий Дон», «Анну Каренину».

В 1999 году, летом-осенью, в начале второй Чеченской, мы ездили в командировку в Дагестан, стояли в Махачкале, и снова катались туда-сюда, сопровождали грузы и охраняли всякое начальство, но толком не воевали, хотя несколько критических ситуаций имели место быть.

Соседствующих с нашим отрядом подразделениям попало очень сильно — с кем-то из них мы общались, и несколько историй потом пригодились в моём романе «Патологии», где, впрочем, остальные герои списаны с бойцов нашего отряда.

В ОМОНе я работал четыре с лишним года, начал с рядового бойца, потом стал командиром отделения, затем, недолго, заместителем командира взвода. Я уже готовился стать офицером, но должность заместителя оружейника, которую мне предлагали, не устраивала меня.

На службе я чувствовал себя отлично — это моя среда, я был там на своём месте. Но тогда нам платили слишком мало — в силу очередного кризиса. Не дождавшись офицерской должности, в самом конце 1999 года я ушёл, даже не предполагая, где буду теперь работать: недавний омоновец, едва ли не более всего размышляющий на тему, кто всё-таки важней — Иосиф Бродский или Юрий Кузнецов.

Помню, явился однажды к зданию ФСБ в Нижнем Новгороде и некоторое время стоял там, у входа, раздумывая: заходить или нет. Что-то меня остановило (Бродский или Кузнецов?), я развернулся и ушёл. Мог бы, думаю, сейчас быть офицером в этой структуре. Подполковником, скорей всего, уже стал бы. Неприятие происходившего в стране никогда не означало в моём случае отрицание государства как такового.

Попал я в итоге в газету, она называлась «Дело»: начал как журналист, но вскоре стал редактором. Потом под моим началом было ещё много разных газет.

Начался период политический. На взгляды мои наибольшее влияние оказали работы Сергея Кара-Мурзы, Вадима Кожинова и Александра Панарина.

Тогда же, с некоторым запозданием, я открыл для себя Александра Проханова, которого почитаю за одного из своих учителей, и не только литературных; да, с какого-то момента ему надо было перестать сочинять новые романы, но «Иду в путь мой», «Дворец» и «Надпись» — это прекрасные книги.

В те же годы я пожизненно влюбился в поэзию Бориса Рыжего.

Следующим моим запоздалым открытием был советский писатель Леонид Леонов, чьё собрание сочинений мы приобрели с женой в букинистическом — куда по бедности ходили радовать себя хоть чем-то, покупая отдельные книги за рубль, а собрания — рублей за пятнадцать. У Леонова более всего нравится мне роман «Дорога на океан», кажущийся мне огромным и таинственным.

Из музыки: с какого-то времени мы очень много слушали Михаила Щербакова; это великолепный тип, и, думаю, недостижимый для его коллег по ремеслу мастер. Даже не знаю, как он угодил в наше время из какого-то своего.

Главным и самым любимым художником нашей эпохи для меня являлся тогда и является по сей день Гелий Коржев.

Первые лет семь нашей совместной жизни с женой были очень бедными, жили мы в буквальном смысле впроголодь, но всё равно родили второго ребёнка, а потом и третьего.

Самый конец 90-х и «нулевые» были временем активной моей работы с Национал-большевистской партией, впоследствии запрещённой. Помню себя на площади Маяковского в Москве, во время огромной драки с милицией, помню ведущим колонны нацболов в Нижнем Новгороде по Большой Покровской и наши митинги на площади Минина. Задержания, допросы, всё такое, стало моим бытом — из человека в форме я превратился в полную свою противоположность: смутьяна и революционера. Меня вполне могли посадить в тюрьму, всё к тому шло. Книжки про Степана Разина и юность Аркадия Голикова явно сказались на моём характере.

По взглядам я был безусловно «красным», «левым»; к тому же на те годы пришёлся очередной виток моей влюблённости в Советскую литературу: в первую очередь я имею в виду мовистскую прозу позднего Валентина Катаева, Алексея Н. Толстого периода 20-х, а так же поэзию Павла Васильева и Бориса Корнилова. В этом ряду стоит назвать чуть позже прочитанного мной Владимира Луговского.

Вообще же в нацболах парадоксальным и органичным образом соединялось «левое» и «правое», «анархистское» и «консервативное». Глобализм и либеральное двуличие мы ненавидели как чуму.

Нацболов, опередивших время на двадцать лет, большинство воспринимало тогда, как маргиналов и дикарей. Страна на тот момент была по большей части аполитична и варилась в русофобской и антисоветской похлёбке, не замечая этого.

Оставленные Россией военные базы в Лурдесе и в Камрани, сброшенная из космоса станция «Мир» — всё это не оставляло во мне иллюзий касательно того, какой видит себя страна в ближайшем будущем. Я не хотел жить в такой стране. Я хотел реванша и возвращения утерянного моим государством.

В 2001 году (после разовой публикации в 1997-м) я начал публиковаться в газете «Лимонка» — одна из первых, если не первая статья моя называлась «Я пришёл из России».

В том же году я начал писать роман «Патологии», который был закончен в 2004 году и опубликован сначала в журнале «Север», потом в «Роман-газете», которой руководил Юрий Козлов — отличный и не оценённый по достоинству русский писатель, умный и парадоксальный. Он стал одним из первых читателей моего романа.

В 2005 году, «Патологии» вышли отдельной книжкой в издательстве «Андреевский флаг».

В том году мне исполнилось тридцать лет — странным образом до этого года я никогда не отмечал свои дни рождения, но 7 июля в офис моей газеты на проспекте Гагарина, окна которого выходили во двор СИЗО, пришёл нацбол Илья Шамазов, мы отметили с ним мою днюху вдвоём, и с тех пор десять последующих лет были практически неразлучны. Илья появляется в качестве персонажа в нескольких моих рассказах.

Три года подряд я ездил на литературные семинары в Липках, где, в числе прочих, познакомился с очень важным в моём становлении и в жизни моей человеком: Леонидом Абрамовичем Юзефовичем. Многие годы я почти безрезультатно пытаюсь научиться у него меньше говорить, не умничать, ничего не предсказывать, никогда не позировать, думать по большой части о поэзии и не стараться быть правым в каждом споре.

Другим современником, чуть позже поразившим моё воображение, станет писатель Александр Терехов, которого я считаю исключительным, аномальным явлением в русской литературе и в русском языке.

В Липках начало формироваться наше литературное поколение, которое некоторое время именовали «новыми реалистами»: Сергей Шаргунов с тех пор мой ближайший соратник и товарищ.

Второй мой роман — «Санькя» — о нацболах, вышедший в 2006 году, принёс мне известность.

Я сразу поставил себе цель публиковаться и в «Новом мире» и в «Нашем современнике» — тогда противостояние патриотов и либералов имело значение — но я решил, что заставлю иметь со мной дело представителей любых групп и кланов. В сущности, так и получилось.

Я успел увидеть Валентина Григорьевича Распутина и лично сказать то, что считал самым важным, и пожать ему руку, которая помнила тепло рукопожатия Леонова, дальше это тепло шло к Горькому, к Льву Толстому, к Тургеневу, к Гоголю, к Пушкину. Несколько раз мне звонили от Распутина и передавали его слова обо мне и о моих книгах, которые я помню по сей день и никому не скажу. 

Из очередных встреч и удивлений: я прочёл роман «Благоволительницы» Джонатана Литтела и ошалел. Потом мы с ним познакомились и некоторое время дружили. Затем наша дружба как-то сошла на нет. Он хороший парень, но, как почти все европейские интеллектуалы, считает Россию ужасной. К тому же, мне кажется, что Джонатан психически не совсем в себе; впрочем, это как раз нормально для людей нашего круга.

На Западе меня больше всего переводили во Франции и в Сербии — я был в этих странах десятки раз; судьба свела нас с Эмиром Кустурицей, чьи «Аризонские мечты» являются одним из любимейших моих фильмов; я часто бывал у него в гостях.

Ещё меня много переводили в Италии. Вообще мои книги переведены примерно на 25 языков; но это ничего особенного не значит.

Много лет подряд я был умеренно пьян каждый день, это было моим нормальным состоянием; до сих пор, если я вдруг слышу свои старые интервью на радио, я могу определить, сколько выпил — пятьсот или уже семьсот грамм, реже когда триста; помню, как я некоторое время колесил по США в одной весёлой компании, всегда, неизменно, находясь под градусом; во всякий свой приезд на Кубу, я тоже пил, как заводной, и был рад этому; короче я так жил, и бросал пить только когда месяцев на пять уезжал на Керженец, в свой домик в керженских лесах, где сочинял новую книгу.

В 2010 году мы вновь встретились с Геннадием Ульяновым, с которым толком не общались предыдущие лет пятнадцать, заново собрали свою группу, назвав её «Элефанк», и записали несколько музыкальных альбомов. Большим удивлением стало для меня, что подпеть нам соглашались люди, чьи изображения двадцать лет назад висели на стенах моей комнаты: Борзыкин, Кинчев, Ревякин, Скляр. Я стал выходить на сцену как исполнитель. Мы дали дюжину концертов в разных концах страны, в том числе на огромных площадках: это был забавный опыт для меня.

Я увлёкся рэп-музыкой, в которой впоследствии разочаровался; тем не менее многие годы я слушал ребят вроде 50 cent и Eminem, а ещё Мано Чао и Дамиана Марли.

Хотя и Свиридова тоже, и особенно много композиторов сталинского времени: Соловьёва-Седого, Блантера, Милютина, Хренникова — мне кажется, это было эпическое и недосягаемое время — даже с точки зрения музыкальной.

Мы записали несколько совместных песен с группой 25/17 и с такими рэп-музыкантами как Вис Виталис и Хаски.

Андрей Бледный и Ант из 25/17 сделали спектакль по моему роману «Обитель», а я снялся в паре их клипов.

У меня был недолгий период относительного сближения с теми людьми, которых я ненавидел последние двадцать лет — российскими либералами. Повлияла на это по большей части кинорежиссёр Дуня Смирнова, с которой мы отлично дружили. Она хотела познакомить меня со своим будущим мужем, но тот отказался, сказав: «Эти люди совсем недавно хотели меня убить». В чём-то он был даже прав.

После моей статьи «Письмо товарищу Сталину», которая была опубликована в 2012 году и вызвала ужасный скандал с обвинениями автора в ксенофобии, история сближения с либералами благополучно завершилась.

С какого-то момента моим самым близким товарищем стал молодой музыкант Рич, с которым мы сделали несколько совместных работ, самая нашумевшая из которых песня под названием «Пора валить тех, кто говорит «Пора валить».

Я сыграл в нескольких фильмах, как актёр, в том числе в моём багаже — главная роль в фильме «Гайлер» и собравшая множество призов короткометражка «Дежурство». Это был ещё один забавный опыт.

Зимой 2013 года в Киеве начался Майдан — я был к этому готов, и уже полгода как делал разные заметки по украинской проблеме, где прямо говорил о возможности скорого государственного переворота, который возглавят либералы, а проведёт «правая», неонацистского окраса, массовка.

Весной 14-го началась война, которую я тоже предсказал за несколько месяцев до её начала.

В ту весну я объявил личное перемирие российской власти — появились куда более важные дела.

С апреля месяца мы, нацболы, в том числе через мою нижегородскую газету, занимались поставками так называемой «гуманитарной помощи» на Донбасс — на самом деле, мы загоняли всё необходимое ополчению в Донецк и Славянск; тогда же началась вербовка добровольцев — для этого мы запустили движение «Интербригады».

Вопрос о создании своего подразделения жёстко встал в середине лета — в ЛНР уже воевал взвод нацболов, который я с какого-то момента курировал; но этого было мало — особенно учитывая то, что мы перегнали на Донбасс сотни людей, попавших в итоге в самые разные подразделения, но не в наше. Понимая, что «снизу» в сложившейся обстановке подразделение уже не создать, я начал искать пути создания своего отряда «сверху». В конце июля 14-го я познакомился с Олегом Царёвым, на тот момент занимавшего должность главы Парламента Новороссии; мы должны были зайти на Донбасс вместе с ним; но он стремительно потерял там свои позиции.

В итоге, не найдя никаких коротких путей, я начал работать в ДНР и ЛНР в качестве военкора (в сентябре–октябре мои заметки публиковала «Комсомолка» и множество других изданий) — хотя эта работа мало устраивала меня, тем более, что там и так отлично справлялись ребята вроде Семёна Пегова, с которым мы тут же задружились.

В первых числах сентября 14-го я познакомился в Донецке с Арсеном «Моторолой» Павловым, и готов был идти к нему в «Спарту», он меня брал — но тогда мне пришлось бы похоронить тему с нашим батальоном.

В октябре 2014 года я познакомился всё там же, в Донецке с одним из отцов «русской весны» — Андреем Пургиным, и предложил ему свой батальон — с меня были бы люди и весомая часть обеспечения, с него — возможность работать в структуре создаваемой тогда армии ДНР.

Но и Пургин вскоре потерял своё положение и все свои должности.

Не оставляя своей идеи, в течение 15-го года я многократно посещал Донбасс в качестве поставщика гуманитарной помощи — на этот раз самой настоящей, для мирных жителей. У меня и моей команды было множество разных приключений, пару раз меня могли убить, ещё несколько раз — посадить за контрабанду, но в итоге мы помогли даже не сотням, а тысячам жителей Донбасса, — и это главное.

Наконец, зимой 15-го моему товарищу Александру Казакову, работавшему советником Главы ДНР Александра Захарченко, понадобился помощник — и он предложил мне поработать с ним вместе.

Сначала я был консультантом по информационной политике при администрации ДНР, но вскоре получил должность советника и офицерское звание.

С Захарченко мы виделись едва ли не в ежедневном режиме, объездили по много раз все передовые позиции, и много о чём переговорили при самых разных обстоятельствах; я хорошо знал и очень сильно любил этого красивого и мужественного человека.

Вопрос о создании своего батальона я поднял месяца через три совместной работы с ним — когда понял, что мне в самом широком смысле доверяют. Захарченко кивнул, но ничего конкретного на первый раз не сказал.

Мы тогда крепко сдружились с Арсеном Моторолой, и снова вернулась тема: а не пойти ли мне в «Спарту», правда, теперь уже на офицерскую должность; несколько раз мы говорили с ним об этом.

Однако в мой день рождения, которое мы в компании Главы ДНР и нескольких офицеров из хулиганства справляли на передовой, в виду украинских позиций, 7 июля 2016 года, Захарченко утвердил создание нашего батальона.

Мы получили приказ собирать своё подразделение.

В октябре 2016-го батальон начал работу.

В том же месяце диверсанты убили Моторолу. После смерти отца, это одна из главных потерь в моей жизни. Арсен был удивительный.

В ноябре наш бат получил первое боевое распоряжение.

В том же месяце Захарченко личным приказом присвоил мне звание майора.

В подразделении я занял должность заместителя комбата, в прессе меня именовали то комиссаром, то политруком, но к подобной работе я не имел никакого отношения, и необходимости в этом не было. Круг моих задач был самым широким. Батальон, по сути, подчинялся мне и это не особенно скрывалось.

В последующие два года батальон мой занимал передовые позиции в районе Коминтерново; в районе Пантелеймоновки — под Горловкой, напротив Верхнеторецкой, у посёлка Сосновка, под Стылой и у горы Дерзкой.

На донбасских маршрутах я познакомился и подружился с лучшими, на мой взгляд, людьми в России. Характерно, что многие из них, родившись на Украине, в самой России не были никогда — но едва началась война, выбрали русскую сторону. В отличие, кстати сказать, от огромного количества моих бывших литературных и музыкальных московских приятелей, которых я могу только презирать.

По итогам трёх своих военных компаний я был несколько раз награждён.

Первые полгода я жил в Донецке один, без семьи, а потом ко мне приехала жена, и привезла детей, включая самую младшую дочь — четвёртого нашего ребёнка.

Жена хотела привести нашу огромную, породы сенбернар, собаку — Шмеля. «Как он доедет, наш старик?» — сказал я. «Ты-то доезжаешь», — ответила жена.

Время от времени ко мне в гости приезжали и пели бойцам нашего батальона такие отличные люди, как Вадим Самойлов, Дмитрий Ревякин, Вадим Степанцов и Юлия Чичерина.

Помню Ревякина, поющего у меня на донецкой кухне: как будто мне снился сон, а потом я проснулся — а всё так и есть, как во сне, только по-настоящему.

Это был ещё один важный опыт, и, не смотря на всё случившееся, я был по-настоящему счастлив на Донбассе.

Потом Захарченко убили, и из меня выдрали какую-то часть меня навсегда. Теперь в этом месте ничего нет, а раньше — было.

До и после донецкой войны, мной были написаны пять романов («Патологии», «Санькя», «Чёрная обезьяна», «Обитель», «Некоторые не попадут в ад»), четыре книги рассказов и повестей («Грех», «Ботинки, полные горячей водкой», «Восьмёрка», «Семь жизней») и четыре литературно-биографических сочинения («Подельник эпохи: Леонид Леонов», «Непохожие поэты: Мариенгоф, Луговской, Корнилов», «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы», «Есенин. Обещая встречу впереди»).

Я хотел бы написать ещё несколько книг, хотя в моей жизни всё уже сбылось, причём по несколько раз.

Но я всё-таки надеюсь однажды вернуться в город Киев, ведь это русский город.

Тем более, что мы столько раз собирались это сделать с теми, кого уже нет на этой земле.

Остальное у меня уже есть. А если что-то понадобится по мелочи, мне подарят.

Или, может, отнимут: как сложится.

 

https://zaharprilepin.ru/ru/bio/avtobiografija.html

 

 

Интервью с Захаром Прилепиным

 

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

07.07.2024

 

Материал опубликован в июньском номере 2024 года журнала Никиты Михалкова «Свой».

 

У российских журналистов есть старый, проверенный временем штамп. Начиная беседу с какой-то знаменитостью, многие из них находят уместным заявить зрителям или читателям: «Этого человека вам представлять не надо...»
Что ж, Захара Прилепина действительно не нужно представлять как большого писателя и популярного телеведущего, ветерана боевых действий и главу волонтерского движения, партийного руководителя и политического эксперта, зачинателя литературно-музыкальных фестивалей и организатора работы с талантливой молодежью, а также — идеолога, публициста, блогера, музыканта, сценариста, актера, театрального деятеля, многодетного отца...
И все же в одном качестве представить его необходимо, причем — давно. Практически нигде он не фигурирует (а это неправильно) как Главный культуртрегер России, народный просветитель №1. Почему Главный и Первый? Потому что трудится на этой стезе так много и эффективно, как никто другой. А еще потому, что миллионы телезрителей регулярно видят Прилепина на экранах ТВ, а сотни тысяч людей постоянно читают его статьи, колонки, записи в интернет-блогах и, конечно, книги.

 

СВОЙ: На кого из крупных писателей прошлого вы равняетесь — в деле народного просвещения, пропаганды национальной культуры, всемерной поддержки талантливых авторов: на Горького, Катаева, Фадеева, Шолохова, Твардовского, кого-то еще?

Прилепин: Горький в этом смысле недосягаем. Он работал, как машина, с современной ему литературой, читая ее фактически всю.

Катаев занимался молодыми в журнале «Юность», и ему нравилось, он сам будто бы помолодел тогда.

Фадеев тащил на себе непомерный груз руководства Союзом писателей — по сути, он руководил огромным предприятием — «Голливудом», только литературным.

Шолохов отчасти надорвался в качестве депутата от своего Верхнего Дона, решая сотни дел, никак с литературой не связанных, хотя удивительным образом и читать успевал, и реагировать на прочитанное, и болеть о литературе.

Ну и так далее. Ни на кого из них я не равняюсь. В силу самых разных причин. У меня нет журнала, все литературные журналы у нас в руках либеральных деятелей, и даже СВО тут ничего не изменила. У меня нет никаких позиций в Союзе писателей, мне и не надо. Но меня туда и не пустят за километр, там свои дружбы, без меня обходятся.

В сущности, я кустарь-одиночка. Я делаю свою программу на телевидении, свои фестивали, свои мастерские, свои блоги, рассказываю про то, что у меня болит, и, слава Богу, у этого всего огромная аудитория. В совокупности — многомилионная. Это и честь, и ответственность.

Ни в коем случае не сравниваю персоналии, но, думаю, скорей это пушкинская стратегия и позиция: он всегда работал на стыке литературы, истории и того, что сегодня назвали бы политологией. Вспомним его сверхактивную позицию во время греческого антиосманского восстания, во время польского бунта, во время русско-турецкой войны и так далее. Он выступал или, как минимум, хотел выступать сразу во всех качествах: и как человек, осмысляющий происходящее в максимальном политическом приближении, и как военкор, и как доброволец, и как поэт, и как национальный историк.

Если равняться — то на Пушкина.

 

СВОЙ: Некоторые ваши постоянные читатели для себя отметили: Захару Прилепину, чтобы начать работу над фундаментальным исследованием жизни и творчества того или иного гения, требуется сильный раздражитель в виде расхожего (ложного) стереотипа либо основанной на неправде гипотезы. Говорят, что, создавая большую книгу о Есенине, вы хотели прежде всего развенчать миф об убийстве поэта, а трудясь над посвященной Шолохову художественной «монографией», целеустремленно опровергали версию о том, что «Тихий Дон» написал кто-то другой. Насколько верно это мнение и почему ваша первая биографическая книга — о Леониде Леонове?

Прилепин: Раздражители действительно имели значение. Причем если в случае Есенина я его историю знал досконально, потому что Есениным занимался натурально с девяти лет и прочитал 99 процентов написанного о нем, то в случае с Шолоховым знание мое было скорее общего порядка: я был уверен в его авторстве скорее как писатель, который во взрослом состоянии перечитывал раз в десять лет всего Шолохова подряд. Я немного понимаю в технике писательского мастерства, и в этом смысле сомнений в том, что тут работал один человек, у меня не было никаких. Но я мечтал устроить себе это огромное путешествие по шолоховской биографии — по его местам, по его друзьям — и устроил. Спасибо его внуку и моему другу Саше Шолохову, который доверил мне написать эту книгу и предоставил доступ натурально ко всему, что мне могло понадобиться. И тут уже я сам был обескуражен результатом. Потому что если след в след пройти шолоховскими путями, по всем ключевым точкам его жизни, то в авторстве можно сомневаться, только будучи зловредным негодяем или параноиком. Вообще говоря, эта тема снята. Там нечего обсуждать. Впрочем, как и в случае со смертью Есенина.

Что до Леонова, то это третий русский гений из числа простонародья, что дал нам XX век. И сама по себе эта тема для меня тоже очень важна: как в русскую литературу явились три, по сути, мужика — Есенин, Леонов и Шолохов; хоть все трое имели в числе предков дедов, ставших крепкими купцами, и тем не менее для меня было по-настоящему поразительным, как черная кость взяла достоевские и толстовские высоты, сохранив русской литературе звание главной мировой литературы в XX веке. Именно главной, я настаиваю.

И вот я сделал эту трилогию, чтоб разобраться: как, почему, отчего Господь коснулся темени трех этих людей, даровав им осиянное знание о Руси и русском пути.

 

СВОЙ: Вы очень часто обращаете всеобщее внимание на поэтов — прошлого и настоящего. Написали книги «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы», «Непохожие поэты» издаете сборники полузабытых ныне стихотворцев (а также полное собрание стихов Эдуарда Лимонова), постоянно рассказываете читателям ваших блогов о творчестве участников Великой Отечественной, информационно, организационно и даже материально поддерживаете современных авторов... Есть ли ощутимый, адекватный затраченным усилиям эффект или теперешнее «информационное общество» не воспринимает поэзию как нечто насущное, жизненно важное?

Прилепин: Ощутимый эффект есть, конечно.

В 2015 году я сам собрал, подготовил и издал антологию «Я — израненная земля». То была первая антология донбасской поэзии (поэзии о начавшейся войне) вообще. Литературное сообщество ее категорически не приняло, никак не отреагировало. Но прошло девять лет, и теперь поэты из этого сборника гастролируют по стране и собирают такие залы, какие поэты собирали только в шестидесятые годы прошлого века: это натуральные концертные площадки.

Происходящее, увы, не в полной мере выливается в тиражи их книг. Анна Долгарева, Анна Ревякина, Игорь Караулов и прочие издают тысячи, десятки тысяч экземпляров своих книг, но тогда счет шел на сотни тысяч, даже на миллионы экземпляров.

Впрочем, сейчас люди очень многое читают в Сети, и там прочтений у этих поэтов, может, и не меньше, чем в свое время у, навскидку, Юлии Друниной или   Роберта Рождественского.

Однако в книжный магазин дорогу люди русские в основной своей массе забыли.

И об этом надо вести отдельный разговор.

И книжных магазинов стало в разы меньше, и книги стали в разы дороже, и много лишней, базарной информации сыплется отовсюду — на стихи у людей сил зачастую не остается.

Между тем поэзия — это не просто вопрос государственный, это вопрос нравственного состояния общества, вопрос сохранения языка, вопрос уровня, который мы сами себе задаем в национальном миропонимании.

В конце концов, нашу эпоху, знаете, все равно будут судить по философам, поэтам, героям и святым, а не по блогерам и телеведущим.

 

СВОЙ: В 2010-е годы вы вели на канале «РЕН-ТВ» программу «Соль», куда приглашали популярных в стране музыкантов. Каковы были ваши «эстетические требования» к участникам телешоу? Кого и кому в сфере отечественной массовой культуры вы хотели тогда противопоставить (это было неизбежно, поскольку вкусы широкой публики формируются не сами по себе)? Как ваши знакомства сказались на концертных гастролях российских исполнителей в непризнанных в то время республиках?

Прилепин: Я вел эту программу не слишком долго и уже после 2014 года. У меня было условие, которое я поставил редакции: с каждым музыкантом я буду обсуждать тему Крыма и Донбасса.

Мне хотелось понять, кто у нас свои, а кто — нет.

И уже тогда стало, собственно говоря, все ясно. Скажем, Саша Скляр, Вадим Самойлов, Сергей Галанин и Сергей Бобунец безоговорочно поддержали Россию и русских людей, а Юлия Чичерина дала у меня в программе один из первых своих, по сути, «донбасских» концертов — с новой военной программой. Зато Гребенщиков, Шевчук и Шнуров приходить ко мне на программу отказались, зная, о чем я их буду спрашивать.

Потом, когда я в 2015 году перебрался жить и служить в Донецкой Народной Републике, все музыканты, поддержавшие Крым и Донбасс, приезжали ко мне. Я приводил их к Саше Захарченко, устроил в Донецке первый рок-фестиваль за Донбасс и первый рэп-фестиваль за Донбасс. Мы тогда были одной семьей — ополченцы, музыканты, поэты. Мы приближали 2022 год как могли. Мы молили о победе и о признании Донбасса.

 

СВОЙ: Вы практически не пропускаете юбилеев (и даже дней рождения) хороших советских композиторов, указываете на эти даты интернет-читателям, реализуете на своем сайте проект «Советская песенная классика». Чье творчество сегодня нужно «продвигать» в первую очередь? Кого из великих забыл народ?

Прилепин: Да, я запустил эту рубрику из чувства ностальгии по советской песне, которую, как мне казалось, я неплохо знаю. Ну, как все мы, знаю. Мы ведь все знаем, что «Темную ночь» написал Богословский, «Катюшу» — Блантер, а «Смуглянку» — Анатолий Новиков. И Александров — «Священную войну».

Но, помнится, я знакомых опросил: вот, говорю, мы все понимаем, что и «Священная война», и «Гимн России» — песни гениальные, а какие еще вы песни Александрова знаете? И выяснил, что никто никаких не знает. Но он ведь не только два этих вечных шедевра создал!

Ну и начал я потихоньку копать в архивах, в залежах советских пластинок, в том числе своих личных: от дедушек и бабушек досталось.

И стал одного за другим композиторов-песенников сталинской эпохи изучать.

Во-первых, я выяснил, что их, конечно же, не десять или там двадцать, как мы, может быть, еще помним, а их — десятки. То есть у меня в коллекции свыше семидесяти имен, и у каждого композитора есть минимум один песенный шедевр, но чаще — куда больше.

Большинство из них, замечу, такое же простонародье, как вышеупомянутые Есенин, Шолохов и Леонов. Ну, разве что Богословский — из дворян, и Николай Минх — из немецких дворян, тот самый, что написал блистательный «Пароход», известный нам в исполнении Утесова.

Но остальные — все та же черная кость. А какое дарование они явили, как в прямом смысле воспели эпоху свершений и надежд, какой уникальный феномен — лирической военной песни — создали!

И я, конечно, ошалел от этого богатства и от этого невероятного уровня мастерства.

...Я выходил несколько раз на регионы с предложением делать большие фестивали в честь этих композиторов, потому что они в основном, повторяю, из провинций наших. Но как-то пока не до этого им. Ну, подожду еще.

 

СВОЙ: Как сложилось ваше трио культуртрегеров-издателей Колобродов — Прилепин — Демидов? Каков, на ваш взгляд, «капэдэ» у этого «КПД»?

Прилепин: Действительно, у меня есть два знакомых филолога — Алексей Колобродов и Олег Демидов. Они подхватывают те проекты, на которые у меня сил уже недостает. Так, в этом году мы подготовили юбилейный двухтомник — первое собрание сочинений поэта и военкора Павла Шубина: страна его помнит по песне «Волховская застольная» («Редко, друзья, нам встречаться приходится...»), но вообще это огромный поэт, а для меня так и самый любимый в том фронтовом поколении.

Мы делаем огромное, первое и полное собрание стихов и поэм Лимонова, которое я начал еще при его жизни собирать. Лимонов листал эти огромные кипы его стихов доэмигрантского периода, ошарашенный, что я все это разыскал. И потом сказал: «Потом… издашь». Вот издаю.

Наконец, это именно мы издали весь основной свод донбасской поэзии, донбасского поэтического текста: от упомянутых Караулова и Долгаревой до Саши Пелевина, до прекрасного казанского поэта Алексея Остудина, до моего личного открытия — поэта и бойца СВО Амира Сабирова.

 

СВОЙ: Расскажите вкратце (для тех, кто еще не знает) о ваших фестивалях «Традиция» и «Русское лето».

Прилепин: Лет уже примерно восемь мы делаем эти два фестиваля — один в Подмосковье, в усадьбе «Захарово», а другой в Воронеже. Смысл их был на тот момент — а это примерно 2016 год — прост: сбор своих. Там выступали все те, для кого «русская весна» была делом жизни, а освобождение Украины, Малороссии, Новороссии — мечтой. Мы делали первый фестиваль «Традиция» вообще за свои деньги, и все выступали бесплатно: и все названные мной поэты, и писатель, наш товарищ, донбасский волонтер Герман Садулаев, и писатель Михаил Тарковский, и Саша Скляр, и рок-бард Бранимир, и рэпер Рич… Но потом региональное руководство над нами смилостивилось, и мы смогли расшириться.

Но суть не в этом. Суть в том, что на самом деле это был сбор тех, кто в 2022 году поддержал СВО и прямо об этом высказался немедленно, и снова поехал туда, на территорию войны, петь, и повез туда «гуманитарку». Это все наш круг, это все — мой круг. Это Дмитрий Ревякин и его группа «Калинов мост», это великолепная Елена Фролова, это Алексей Джанго Поддубный, это «Аффинаж», это «25/17» — настоящие кумиры молодежи. То есть мы сделали это на российской территории первыми и задо-о-олго до СВО.

Собственно говоря, когда началась СВО, уже через 10 дней, примерно в той же компании, мы провели первый концерт в поддержку нашей армии — в Москве. Все клубы нам отказали, а Хирург — Залдостанов — помог, предоставил свою площадку. Он такой же «отморозок» в лучшем смысле, как и мы.

И вот когда в России еще молчали практически все артисты, испытывая кромешный ужас: «что будет, что будет?» — мы сделали концерт. Вся наша компания явилась — и Джанго, и «7 Б», и «Зверобой», и Вадим Степанцов, и наш брат Иван Охлобыстин… И все телеканалы приехали. Все сняли. И… ни одного репортажа не вышло!

Не знаю почему. Запретили! Наверное, подумали: «как так, приказа начальства еще не было, да и война может закончиться через неделю... Не нужны эти ваши акции поддержки, уйдите с дороги, инициативные какие.»

Ну а потом, месяца через два и государство подтянулось, начало устраивать свои шоу — на мой взгляд, несколько громоздкие. Громоздкие еще и по причине того, что туда явились петь те, кого за предыдущие восемь лет никто на Донбассе не видел, и те, кто никак и никогда на эти темы не высказывался.

Но лучше уж так, чем никак.

 

СВОЙ: О вашем отношении к религии спрашивать, пожалуй, излишне. Кто прочел «Обитель» и помнит пронзительную сцену коллективной исповеди на Секирке, мнение на сей счет наверняка составил. Не возникало ли у вас желания заняться, помимо всего прочего, активной популяризацией духовной литературы, основ православной жизни? Наши священнослужители — безусловно, лучшие в мире, однако им все равно требуется помощь в деле привлечения в храмы соотечественников, воцерковления русских людей.

Прилепин: У меня, конечно же, есть такие идеи, более того, я несколько лет работал руководителем программы по спасению церковного наследия в регионах России и кое-чего, слава Богу, добился. Наконец, я стараюсь как можно чаще снимать свои «Уроки русского», например, о русских святых.

У меня, не скрою, имеются отдельные «стилистические» расхождения с рядом близких к РПЦ медийных деятелей, которые видят основной смысл утверждения веры в непрестанной борьбе с советской властью и с ее вождями. Вот тут я, право, не понимаю: зачем это вообще нужно православному человеку, да и русскому патриоту — тем более.

Однако это никак на мою веру и на мое тщание не влияет. Буду стараться, сколько Господь сил даст, и дальше утверждать веру православную — и потому что это личная моя необходимость, и потому что это основа основ русского бытия.

 

https://portal-kultura.ru/articles/person/362561-glavnyy-kulturtreger-intervyu-s-zakharom-prilepinym/

 

 

И Захар Прилепин сказал…


Раздрапируйте Мавзолей!

 

Половина россиян (50%) считает, что Октябрьская революция имела больше положительных последствий для России.
Противоположного мнения придерживается 21% опрошенных. Результаты опроса публикует ФОМ.
49% ответили, что в Гражданской войне «скорее бы поддержали красных», 9% «скорее были бы за белых», а 12% – «ни за кого».
Что здесь удивительно?
Несмотря на беспрецедентную атаку на Октябрьскую Революцию 1917 года, на социализм, на Ленина-Дзержинского-Сталина-Берию-Брежнева (посредством неисчислимого количества антисоветских фильмов, сериалов, книг, исследований и «исследований», газетных фейков и вбросов, неистовых усилий «яблочной» либеральной интеллигенции, навальнистов, монархистов – извините, что через запятую, но здесь, увы, уместно),
несмотря на 30 лет антисоветского школьного и высшего образования,
несмотря на «Архипелаг ГУЛАГ» в школьной программе и памятник Солженицыну как часть официальной идеологии страны,
несмотря на программы Сванидзе и поливы Феликса Разумовского, несмотря на старания несчастного Егора Просвирнина и прочих радикально «правых»,
несмотря даже на (с оговорками) позицию нашего имеющего заслуженный высочайший рейтинг Президента и (почти без оговорок) позицию русской церкви (которую мы уважаем и во многом понимаем, а в чем-то и разделяем), – преломить отношение большинства населения России к тем событиям НЕ УДАЛОСЬ.

И если бедовые головы завтра снова развяжут Гражданскую войну между красными и белыми – красные опять победят.
Так что лучше успокоиться и даже не начинать.
Раздрапируйте Мавзолей, кстати. Будьте добры.
У нас же демократия.
И Дзержинского верните на Лубянку. Он там стоял. Это его место.

 

Захар Прилепин





ХВОРОСТ ТРОЦКОГО И КОВЫЛЬ МАХНО

 

У истории и судьбы, как мы помним, отличное чувство (назовём это так) юмора.
Два наиважнейших деятеля Русской Революции — Лев Троцкий и Нестор Махно — родились в день этой самой революции. Троцкий — в 1879 году, 7 ноября, а Махно — в 1888-м, в тот же день. (26 октября 1888 г. по старому стилю)
А сами даты их рождений какие! Скажем, у Махно три восьмёрки в дате. Хоть в карты играй!
Плюс ко всему между Троцким и Махно, двумя невероятными харизматиками, были свои, особые взаимоотношения: Троцкий то искренне клял его в своих статьях, то столь же искренне славил. И Махно это слышал. И деятельно отзывался. На Махно потом оттоптались советские историки, безжалостно всё переврав, хотя Махно был социалистом, встречался с Лениным, воевал в основном против немцев, украинских сепаратистов и белых и только в перерывах — против красных. Вклад его в победу большевиков огромен.
Что до Троцкого, то его наследие в последние годы не только либералы, но и, увы, патриоты в меру сил извратили, как бы принеся Троцкого в жертву и свалив на него всё дурное, что принесла революция 1917 года.
Наше патриотическое сообщество тихо сошлось на том, что Троцкий был «очень плохим», потому что хотел мировой революции, использовал наш народ как «хворост» для этой самой революции, ну и вообще русских не любил.
Но пришёл Сталин, который русских любил, Троцкого прогнал и мировую революцию отменил.
Всё это, признаться, не слишком исторично.
Подобная позиция, хоть и кажется симпатичной и убедительной в глазах масс, содержит слишком много допущений и очевидных благоглупостей.
Для начала — про этот «хворост», неустанные упоминания которого меня иной раз просто умиляют: вы что, пожарные, что ли, раз так носитесь с этим «хворостом»?
Проблема даже не в том, что Троцкий этого не говорил. Проблема в том, что пресловутая «мировая революция» — это всего лишь создание сообщества государств, имеющих с Россией общие, как сегодня бы сказали, не только классовые, но и геополитические интересы.
Те государства, где эта самая «мировая революция» всё-таки состоялась, между прочим, составляют ныне основу БРИКС, и они — наши основные мировые партнёры.
Не было бы в своё время идеологов «мировой революции» — у нас сегодня не было бы БРИКС, равно как и колоссальной мировой поддержки.
Ну и потом: вот наши ЧВК в Африке сегодня — это и есть тот самый «хворост» из русских людей, который мы бросаем ради, не поверите, новой череды антиколониальных революций.
И чего, не кидать этот «хворост»?
Он, кстати, и в Латинской Америке нынче пригодился бы — нас там очень ждут. Здесь, кроме всего прочего, надо понимать, что революции дружественные нам угнетённые народы в целом делают сами, а русские им нужны как специалисты, идеологи и проводники.
Это и сейчас понятно, и во времена Троцкого было столь же очевидным. Так что следует трезво на всё это смотреть, без никому не нужного полемического задора.
В Латинской Америке троцкистские партии до сих пор имеют более чем серьёзный вес. Так чего бы нам не работать с этим наследством?
Зачем, напротив, его нивелировать, оттаптываясь на Троцком так же неумно, как неумно и огульно советские историки дискредитировали Махно в своё время?
Из принципа? И что это за принцип?
Приведу другой пример — для понимания, что такое Троцкий. В 1920-е годы Лев Троцкий был противником пролетарской, «левацкой» линии в литературе — делая ставку, не поверите, на так называемую русскую партию. Литературная «русская партия» группировалась вокруг журнала «Красная новь». К ней принадлежали в первую очередь крестьянские поэты: Сергей Есенин, с которым Троцкий неоднократно встречался и которого, прямо говоря, очаровал, а также Николай Клюев, Сергей Клычков и прочие.
Троцкий писал о них в хвалебных тонах, утверждая, что пролетарская литература просто не способна выдержать конкуренцию с есенинским кругом. И был, конечно же, прав; он вообще неплохо понимал литературу и сам был сильным публицистом и достойным литературным критиком.
В свою очередь, пролетарские писатели, собравшиеся в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей), Троцкого натурально ненавидели.



Литература тогда значила очень и очень многое — по сути, она заменяла ещё только формирующуюся идеологию советского государства.

Сталину, для того чтоб победить Троцкого, пришлось сделать политическую ставку на РАПП. Увы, управляемая в основном выходцами из черты оседлости, РАПП имела во многом русофобские позиции, третируя и Есенина, и Клюева, и Алексея Толстого, и Булгакова — короче, весь свет русской литературы.

Сталину пришлось с этим мириться.

И лишь изгнав Троцкого и отправив по ссылкам основных его (в основном, надо сказать, русских) сторонников, Сталин решил (только в 1932 году) ликвидировать РАПП. Но сколько крови они успели попортить русским писателям! Иных так просто в могилу свели!

«Русский поворот» в советской культуре начался только в самом конце 1930-х годов.

Парадокс в том, что Троцкий в культурном смысле готовил этот поворот за 15 лет до Сталина.

Нет, не потому, что так любил русских и Россию. Просто он был глубоко рациональным и очень неглупым человеком.

Достаточно вспомнить в этом контексте одну из передовиц Троцкого, написанную в самый разгар Гражданской войны.

«…распалась на части старая царская Россия.

И многим казалось, что больше не собраться народам России воедино никогда. Но вот на наших глазах совершается великое историческое чудо: Советская власть объединяет народы старой царской России воедино.

Советские войска освободили Харьков и Киев. И что же? Народ украинский — хочет ли он жить особой жизнью от остальной Советской России?! Нет, он хочет дружного братского союза и неразрывной связи.

Красные полки освободили Ригу и Вильно. И что же? Народ латышский, народ литовский, народ белорусский, — стремятся ли они отмежеваться от нас каменной стеной?! Нет, они хотят братского тесного союза.



И то же самое произойдёт завтра с Эстляндией, Кавказом, Сибирью, со всеми ныне ещё разрозненными частями старой царской империи.

Это значит, что в сердцах трудовых народов живёт непреодолимое стремление к соединению своих сил.

Там, где была железом и кровью скованная царская империя, там было вместе с тем в глубинах народного сознания стремление к братской свободной жизни, без вражды, борьбы и свары одной нации с другой нацией. Ныне трудящиеся люди, получившие при посредстве Советской власти в свои руки управление государством, — они строят новую Советскую Федеративную Россию.

И эта новая Советская Россия протягивает свои руки рождающейся Германии, и будет во всём мире единая советская республика всех народов!»

 

Ну и что тут, господа-товарищи, дурного?

В том, что Троцкий являл себя самым натуральным (и крайне деятельным) советским империалистом? Ведь центр Советской Федеративной России, втягивающей в себя всё новые и новые народы и земли, неизбежно находился в Москве!

И на эту идею готовы были работать многие и многие, включая, кстати, малоросса Махно, мало кого так презиравшего, как украинских самостийников и всю эту петлюровскую нечисть.

У Ленина и Сталина, у Троцкого и бравшего Киев белоруса Щорса, у Махно и его анархистов были общие враги. Ровно те же самые, что и у нас нынче.

А вы — «хворост, хворост».

Шире надо смотреть на вещи.

Если Махно нам может пригодиться для того, чтоб объяснить украинцам, какими были настоящие малороссы, например Нестор Иванович, — надо брать Махно на вооружение.

Если Троцкий нам может пригодиться для борьбы и для победы — надо брать Троцкого и использовать его как ледоруб.


Захар Прилепин
8 ноября 2023 года
https://telegra.ph/Zahar-Prilepin-zakharprilepin-11-08

 

И Захар Прилепин сказал...

Николай Сологубовский: литературный дневник

https://proza.ru/diary/eskadra/2023-11-10?ysclid=lycef6i0fd499752580



 

© Copyright: Николай Сологубовский, 2023.



7 июля 2024

 

Уважаемый Евгений Николаевич!

 

Примите самые искренние поздравления по случаю дня рождения!

 

Ваша жизнь похожа на очень интересную книгу: писатель, журналист, музыкант, участник боевых действий, кинематографист, театральный деятель, политик.

Но чем бы не занимались, вы всегда остаетесь патриотом России.

 

Благодаря Вашему стремлению к сохранению исторической памяти о подвигах героев, совместной работе с фондом «Защитники Отечества» появился сборник рассказов об участниках специальной военной операции «Жизнь за други своя». Сейчас по ее мотивам уже поставлены спектакли.

 

Желаю Вам новых творческих успехов, крепкого здоровья, счастья и благополучия!

 

Заместитель Министра обороны России, председатель фонда «Защитники Отечества»

Анна Цивилева

 

 

 







0
0
0



Комментировать