Путь Туниса. Независимость и Премия мира
2015 год. Тунис получает Нобелевскую премию мира
1956 год. Тунис становится независимым
Книга «Thawra. Тринадцать дней, которые потрясли Тунис». Часть 2.
Мы продолжаем публикацию новой книги Николая Сологубовского.
http://www.proza.ru/2014/10/26/747
Вступление третье
1956 год. Тунис становится независимым[1]
"Свобода мысли!
Надо разбить ее оковы как в сфере религии, так и в политике… Реформаторы были против деспотического гнета, они боролись за раскрепощение человеческого разума посредством иджтихада, дабы отверзлись его [замкнувшиеся] врата."
Хабиб Бургиба, первый президент Туниса, на открытии Национального собрания Тунисской республики, 20 ноября 1959 г.
20 марта 1956 года Тунис добился независимости, и началась «эра Бургибы».
Роль личности в Истории огромна. Например, судьба великого карфагенского полководца Ганнибала, который закончил свою жизнь великим архитектором. Вот что о нем сказал историк Полибий: «В том, что выпало на долю и римлян, и карфагенян, была вина и воля одного человека – Ганнибала».
Насчет вины – это спорно, но насчет воли – верно сказано! Так и судьба Туниса – еще одно доказательство. Воля Бургибы – это была огромная сила, которая вырвала страну из колониального прошлого и направила ее в будущее. Из лидера национально-освободительного движения, «Combattant supreme» («Верховный борец»), как уважительно называли Бургибу в народе, превратился в вождя свободной нации. Под его руководством страна прожила три десятилетия.
Итак, день 20 марта 1956 года стал датой провозглашения независимости Туниса. А через пять дней состоялись первые выборы в парламент молодого государства. Будучи партией, которая возглавила борьбу за освобождение, Новый Дустур получил большее число голосов и занял в нем ведущее место, а ее председатель – Хабиб Бургиба стал главой первого правительства. Но верховная власть еще формально принадлежала бею – престарелому Мохаммеду Ламину бен Хуссейну.
Монархия была низложена через год, когда 25 июля 1957 года Национальная ассамблея (парламент) единогласно проголосовала за установление в стране республиканской формы правления. Сразу же из зала заседаний в сторону бейского дворца в Карфагене направилась делегация законодателей. Ее возглавлял Бургиба, который вежливо и торжественно сообщил монарху, что отныне он такой же обычный гражданин Тунисской Республики, как и все остальные. Бей воспринял это спокойно, как должное. Мохаммеда посадили в машину и отвезли в одну из его резиденций в пригороде столицы.
Эту историческую деталь вспомнили тридцать лет спустя, в ноябре 1987 года, когда самому Бургибе пришлось услышать, что теперь он «обычный гражданин Тунисской Республики. Как и все остальные...» Уж очень схожи показались журналистам два момента перехода власти в Тунисе. Некоторые даже объявили тогда: рождена «тунисская традиция» демократической передачи верховного поста в государстве.
Битва за Бизерту
«Передо мной боец, политик и государственный вождь, размаху и честолюбию которого тесно в рамках его страны».
Президент Франции де Голль о Бургибе, февраль 1961 г.
Тому, кто посещает в Тунисе Бизерту, трудно себе представить, что здесь, в этом провинциальном городе, произошло потрясение, оставшееся навсегда в памяти тунисцев и вошедшие в историю борьбы за свободу под названием «Битва за Бизерту».
Предоставив в 1956 году независимость Тунису, Франция, тем не менее, уходить из Бизерты, своей военно-морской базы, и не собиралась. Более того, на территории страны продолжали находиться французские войска. Париж лишь согласился вести переговоры об их окончательном уходе. Эвакуация была для него нежелательна, поскольку французы занимали в Тунисе стратегические важные позиции: в соседнем Алжире Франция вела войну против народа, поднявшегося с оружием в руках за свою свободу и права. А осенью 1956 года Париж участвовал в тройственной англо-франко-израильской агрессии, направленной против независимого Египта, руководимого тогда гордым президентом Гамаль Абдель Насером. Агрессия, как известно, была остановлена только благодаря ультиматуму Советского Союза!
Терять свои позиции на тунисской территории французские генералы не желали. И все же под давлением правительства Бургибы бывшая метрополия была вынуждена пойти на серьезные уступки – 17 июня 1958 года было заключено соглашение о выводе войск Франции из Туниса. Лишь Бизерта оставалась в качестве военной базы, которую французы упорно отказывались эвакуировать. Более того, в Бизерте велось строительство новых секретных подводных и подземных объектов, в том числе и для размещения ядерного оружия.
13 февраля 1960 года Сахара вступила в атомную эру. На полигоне Регган Франция взорвала ядерное устройство. Через два дня, 15 февраля, на закрытом собрании правительства Бургиба заявил: «Да, я ввяжусь в эту битву, рискуя моей политикой…». Начинается «бизертский кризис», принявший международный оборот. Шла «холодная война», и мир бросало из одного кризиса в другой: «ближневосточный», «кубинский», «берлинский», «бизертский»…
Февраль 1961 год. Президент Туниса Хабиб Бургиба прибыл в Париж, чтобы найти выход из «бизертского тупика». Во дворце Рамбуйе Бургибе были отведены те же апартаменты, в которых останавливались Эйзенхауэр и Хрущев. В беседе тет-а-тет 29 февраля президент Франции, генерал де Голль сообщил Бургибе: «Мы разворачиваем, как вы знаете, атомное оружие. Условия нашей безопасности резко изменятся»[2]. Он хотел дать понять, что вопрос Бизерты – это вопрос времени. Развернув ядерные ракеты, Франция не будет нуждаться в военной базе в Бизерте. Но Бургиба настаивал, он не мог ждать. Почему? Историки спорят…
И тогда генерал де Голль во время встречи с Хабибом Бургибой в дворце Рамбуйе (Париж) привел слова Сталина, сказанные ему в 1945 году: «Вы знаете, войны всегда заканчиваются. Побежденные, победители – это ни о чем не говорит. Победителем всегда выходит смерть!»[3]
1961 год. В июле Бургиба направляет в разные страны делегации, чтобы изложить тунисскую позицию по проблеме Бизерты. Госсекретарь обороны Ладхам беседует с президентом Кеннеди и понимает, что для США Бизерта ничего не значит и что главная проблема для Америки – блокада Берлина.
Министр иностранных дел Туниса Мокаддем направляется в Москву, где он встречается с Громыко, который, как пишет член тунисской делегации Бельходжа, «подтверждает свою легендарную невозмутимость». Громыко говорит об «антиколониальной традиции» Советского Союза, о поддержке Москвы позиции Туниса, но добавляет, что «Советский Союз не хочет быть другом только в зависимости от конъюктуры»[4].
6 августа Хрущев «радушно», как отметили тунисцы, принимает посланцев Бургибы и заверяет о поддержке Советским Союзом Туниса в его «борьбе с империалистами». Затем, по словам Бельходжи, «он рассказал нам о новых зерновых культурах и их качествах, показав пшеничные колосья, лежащие на его рабочем столе»[5].
В самом Тунисе обстановка накалилась до предела. Бургиба обратился к согражданам с призывом подняться на битву за Бизерту. Собравшиеся со всей страны добровольцы и направленные в Бизерту тунисские войска начали боевые действия, но не смогли одержать военной победы. Французское командование перебросило парашютистов из Алжира, дополнительные части и авианосец из Франции, и 22 июля 1961 года, понеся большие потери, тунисцы вынуждены были отступить. По официальным тунисским данным, погибло 630 тунисцев и 1555 было ранено.
И только после решительных требований правительства Бургибы, под давлением ООН и Советского Союза, – отметим, что немаловажную роль сыграло заявление Москвы, что она готова оказать Тунису «любую помощь»! – в декабре 1961 года начались франко-тунисские переговоры.
Позиция Советского Союза оставалась неизменной и бескомпромиссной: Бизерта – это неотъемлемая часть Туниса, и французы должны передать военную базу в руки ее законных хозяев.
Такую же твердую позицию – иногда международная ситуация заставляла идти на поставки советского военного оружия и посылать советских военных специалистов-добровольцев (Алжир, Египет, Вьетнам и другие страны) – занимала Москва по отношению и к другим зависимым и колониальным странам, поддерживая национально-освободительные движения. Советская политика привела к краху колониальных систем Франции, Англии и других стран. Вот почему на Западе и до сих пор думают о том, как «наказать Москву» и «покончить с Россией». Вот почему с такой симпатией тунисцы относятся к Советскому Союзу, они помнят о великой державе и ее добрых делах и с сожалением говорят о его распаде…
Результатом французско-тунисских переговоров стало подписание «пакета соглашений», по которым в обмен на эвакуацию базы Франция получала некоторые экономические привилегии на территории Туниса. Конфликт был урегулирован.
10 апреля 1963 года президент де Голль сказал Алену Пейреффиту по поводу событий в Бизерте: «Конечно, мы ответили на нападение. Просто эта история показала низость французских политиков, которые сочли своим долгом поддакивать Бургибе. Мы начали разворачивать ядерные ракеты. Мы будем способны разнести Бизерту и Москву одновременно».
15 октября 1963 года Франция была вынуждена начать эвакуацию своих войск из Бизерты.
Тунис – «часть свободного мира» или «советская морская база»?
1968 год. Мир расколот на два лагеря. Большинство стран Третьего мира вели тогда антиимпериалистическую борьбу, и в этой борьбе их поддерживал Советский Союз, руководители которого преследовали, конечно, свои интересы. По другую сторону «баррикад» были западные державы, которые пытались сохранить свои колонии, и Соединенные Штаты, которые преследовали свои интересы и стремились занять доминирующие позиции в мире, ослабив своих западных союзников и перетянув освободившиеся от колониального гнета страны на свою сторону.
Бургиба тогда неоднократно подчеркивал, что Тунис является частью «свободного мира». В 1968 году он заявил: «Мы полагаем, что мощь Соединенных Штатов Америки является элементом безопасности, который защищает мир от определенной формы тоталитаризма».
Историки приводят еще одну его фразу, сказанную в то время: «Сегодня некоторые думают, что Россия может многое дать молодым странам Третьего мира. Я вам говорю, что эта доктрина (коммунистическая, прим.авт.) ошибочна и противоречит демократическим правилам современного мира». Ряд арабских лидеров (Насер, Каддафи и другие) резко критиковали Бургибу, обвиняя его в «проамериканских настроениях».
Но мне хотелось бы напомнить один исторический факт. В семидесятые – восьмидесятые годы, когда «холодная война» была в разгаре, Бизерта стала, как заявляли американцы, «советской военно-морской базой», что вызывало огромное недовольство США. Корабли Черноморской и Балтийской эскадр, совершая боевые дежурства в Атлантике и в Средиземноморье и играя в «кошки-мышки» с кораблями НАТО, спокойно заходили в Бизерту. Здесь, в огромных сухих доках, советские корабли ремонтировались, экипажи отдыхали на гостеприимной тунисской земле, набирались сил и снова выходили выполнять боевые задания по противостоянию имепериализму и сохранению мира во всем мире.
Несмотря на постоянное давление со стороны стран НАТО, Бургиба был непреклонен: советские корабли будут всегда иметь доступ во все тунисские порты. Я помню, как однажды утром весь Тунис был радостно взбудоражен: на рейде порта Гулетт, напротив президентского дворца в Карфагене стояла советская атомная подводная лодка китообразной формы. Она была таких огромных размеров, что все остальные большие корабли казались маленькими рыбешками. В этот день в Тунисе был праздник.
Бургиба не был ни «проамериканским», ни «просоветским», ни проарабским». Он всегда и во всех ситуациях был президентом независимой Тунисской республики!
Тунис берет курс на социализм
Именно в Бизерте, ставшей символом нового Туниса, партия Новый ДУСТУР провела 19-22 октября 1964 г. свой следующий съезд. Она изменила свое название, в котором вместо слова «либеральная» появилось слово «социалистическая». Согласно новому уставу, Высшим исполнительным органом СДП стал Центральный Комитет, из числа членов которого назначалось политбюро. Национальный Совет в структуре партии не упразднялся, но ему отводилась роль партконференции, созываемой между съездами.
Бизертский съезд был объявлен историческим и получил эпитет «Съезда Судьбы»[6] Делегаты одобрили резолюцию, определявшую основные цели «дустуровского социализма». В ней говорилось, что эта национальная доктрина не означает распространения государственного контроля на все секторы производства, что она признает за частной собственностью ее «социальную функцию», что социализм «это – коллективизм, призванный изжить эгоистическое начало, источник анархии», и «конечной целью коллективных усилий является человек». Вместе с тем, решениями съезда было закреплено жесткое подчинение партийных органов и правительственных, вплоть до окружной администрации, главе государства и председателю СДП в одном лице. Подчинение снизу доверху после VII съезда партия стала парадоксально напоминать КПСС! Внешнее сходство СДП середины шестидесятых с «руководящей и направляющей силой советского общества» того же времени бросалось в глаза. Между тем никаких связей СДП с КПСС не поддерживала (в отличие от правящих партий стран «социалистической ориентации»). Этот парадокс некоторые историки объясняют так: данная политическая система является формой власти «партийной номенклатуры».
Почему же тунисцы выбрали путь социализма? Бургиба и его сподвижники не разделяли классических положений марксизма, однако предприняли попытку создать модель «социализма с тунисским лицом» в соответствии с национальными особенностями. Поэтому в основу концепцию СДП легли такие понятия, как «свобода», «человеческое достоинство», «либеральная демократия», «национализация», «кооперация» и «профсоюзные права».
Реализация искреннего желания поднять страну и вывести народ из отсталости и нищеты, накормить людей и дать им работу виделась Бургибе только на пути преобразований социалистического характера. Покончив с колониализмом, Тунис, как и многие освободившиеся государства, – феномен той эпохи! – не желал связывать свою судьбу с рыночным капитализмом, который породил колониализм и принес столько зла. Кроме того, Бургиба и его сподвижники были тесно связаны с западной интеллигенцией, которая тогда в большинстве придерживалась левых взглядов. И более того: ряд европейских стран предоставлял собой успешный опыт претворения в жизнь именно социалистических идей (например, Швеция).
Освобождение женщины
«Мы начали реформы с того, что преодолели догматические представления, приписывавшие мусульманской религии приниженное положение женщины, заявив во всеуслышание, что подобные утверждения ложны, а женская отсталость восходит к архаическим обычаям адата». Хабиб Бургиба
Среди реформ, прославивших Бургибу и доставивших ему международную известность, на первом месте стоят и по времени осуществления, и по значению радикальные меры, направленные на коренное изменение положения женщины в обществе. Речь идет о своде семейного права и ряде других установлений, регламентирующих гражданский статус и объединенных в закон «О личном статусе» от 13 августа 1956 г.[7] Этот кодекс был введен – взамен старых шариатских норм – спустя пять месяцев после объявления независимости страны. По мнению тунисского историка Мухаммеда-Хеди Шерифа, этот революционный закон, круто изменивший традиционный уклад и положивший с запретом полигамии начало женской эмансипации, оказался глубокой социально-правовой реформой с «необратимыми последствиями» и, по мнению того же историка, «главным делом жизни» самого Бургибы[8].
«Вспомним о прежних условиях жизни тунисской женщины. Она всю жизнь проводила взаперти, так как все боялись за ее добродетель. Она была заперта с детства, спрятана от мужских взглядов и не подвергалась никакому риску. Ее безопасность была полностью гарантирована, но уровень развития женщины был очень низким. Она была лишена какого-либо чувства ответственности, сознания социальной значимости, она не занималась никакой интеллектуальной деятельностью. В социальном плане наше общество было наполовину парализовано, долгие годы перед нашими глазами было это печальное зрелище»[9].
Так говорил президент Бургиба перед обнародованием Кодекса о личном статусе граждан в августе 1956 г. Этот документ провозгласил создание семьи нового типа, основанной на равноправии, солидарности и взаимной ответственности супругов.
«Джихад» за экономику
Отчасти тунисский выбор в пользу социализма объясняется и тем, что при засилии в экономике Туниса иностранцев: французов, итальянцев, немцев, – своих, национальных предпринимателей в Тунисе практически не было. Средств, капиталов для развития страны тоже почти не было, а то малое, что имелось, надо было сосредоточить в одних руках, руках государства. Поэтому и пришлось руководству страны разработать программу государственного руководства экономикой и приступить к ее выполнению в 60-е годы.
Заметим попутно, что Тунис развивался по плану: с 1961 года использовалось перспективное планирование экономики. Были последовательно «сверстаны» и трехлетние, и четырехлетние, и пятилетние планы.
Многое было сделано в тот период: в деревне – уничтожено колониальное землевладение, крестьяне получили землю в частную собственность, а само сельское хозяйство модернизировано. Было начато строительство плотин, каналов и водопроводов. Тунисцы начали выполнять свой «план ГОЭЛРО» – электрификацию всей страны. В промышленности заработали новые государственные предприятия, давшие работу десяткам тысяч людей. В здравоохранении было значительно улучшено медицинское обслуживание, покончено с эпидемиями.
Итоги 1981 года оказались позитивными: был успешно завершен пятилетний план (1977-1981 гг.), среднегодовой прирост ВВП составил 6,6%, было создано 213 тыс. рабочих мест. ВВП возрос до 4,1 млрд. тунисских динаров (в 1980 г. – 3,5), капиталовложения в экономику – до 1,225 (в 1980 г. – 0,99), доля частного капитала в экономике – до 43% (в 1980 г. – 32%)[10].
«Учиться, учиться и учиться!»
В 1956 году 84% населения было неграмотно. Правительство Бургибы приступило, в первую очередь, к ликвидации неграмотности и созданию системы народного образования. По всей стране прозвучала фраза президента: «Я всех посажу за парту!»[11] Были резко увеличены ассигнования на нужды просвещения: до 15 процентов государственного бюджета. Руководство народным образованием было поставлено под контроль государства, была отменена плата за обучение в государственных начальных и средних школах.
В середине 70-х гг. были проведены реформы образования с целью арабизации обучения в начальной школе, а в средней школе было введено преподавание на арабском языке гуманитарных дисциплин. Однако при проведении этих реформ тунисцы использовали лучшее из французской системы образования, и французский язык занимает обязательное место в учебном процессе.
При содействии Советского Союза был построен Тунисский университет, и первыми преподавателями в нем были советские и болгарские специалисты. Многие тысячи тунисцев учились профессиям и в самом Советским Союзе и других социалистических государствах. Так из страны, забитой и неграмотной во времена французского протектората, Тунис стал самой образованной страной в Африке. Тунисцы, получившие высшее образование в Москве и Киеве, Одессе и Ленинграде, Баку и Тбилиси, с любовью вспоминают свои годы учебы в Альма Матер, в Советском Союзе.
Необходимость перемен
Но благие намерения не всегда приносят желаемые результаты. Реформы в той форме, как были задуманы, не состоялись. В промышленности с середины 60-х началось свертывание программ индустриализации – денег не хватало. И эти процессы происходили на фоне роста тунисского частного капитала, который был больше заинтересован в либеральных, а не в социалистических реформах.
Уже в конце 60-х годов появились крупные тунисские землевладельцы, коммерсанты и фабриканты, тесно связанные с иностранным капиталом и выступавшие главным образом в роли «субподрядчиков» – исполнителей заказов крупных зарубежных фирм. У них дела шли в гору, принося хорошую прибыль. А у государства не хватало ни сил, ни средств, чтобы обеспечить и рост экономики, и сносный уровень жизни для трудящихся.
Резко усилилось имущественное расслоение: в 1972 году 13 процентов тунисцев (назовем их «новыми тунисцами») получили 54 процента национального дохода, а 55 процентов населения жили в бедности. Состояние внутренней стабильности, которым столь гордился Бургиба, закончилось.[12]
В начале 70-х годов начали увеличиваться безработица. Обострение социальных конфликтов вело к росту недовольства народных масс.
Январь 1978 года стал датой первого социального взрыва. 26 января 1978 года крупнейший профцентр Всеобщее тунисское объединение труда (ВТОТ) объявил всеобщую забастовку, которая переросла в массовые выступления трудящихся. Власти применили силу.
Тогда же стало ясно, что система власти требует пересмотра – ни предприниматели, ни трудящиеся не желали мириться с авторитаризмом президента. В стране отсутствовала свобода политических дебатов, существовала жесткая цензура печати, инакомыслие подавлялось. Необходимость перемен понял и сам Бургиба.
В середине весны 1980 года был сменен премьер-министр – этот пост занял Мохаммед Мзали, сторонник либерализации. В апреле 1981 года на чрезвычайном съезде СДП было решено «обеспечить примирение социализма с демократией» и допустить политический плюрализм. Из заключения вышли руководители ВТОТ, арестованные в январе 1978 г., другие политзаключенные. Было разрешено оппозиционерам баллотироваться в парламент. 19 июля 1981 г., после двадцати лет запрета, получила право на легальную деятельность Тунисская коммунистическая партия (ТКП). С другой стороны, активизировалась экстремистская мусульманская оппозиция, в частности, «Движение исламской тенденции». В сентябре этого года по этому «Движению» был нанесен удар: были арестованы и осуждены на различные сроки тюремного заключения руководители и активисты, всего более 40 человек.
(продолжение следует)
________________________________________
[1] Глава X из неизданной книги «История Туниса».
[2] Об этом рассказывает Тахар Бельходжа, дипломат и министром внутренних дел Туниса, в своей книге «Три десятилетия Бургибы», 1999 г.
[3] «Vous savez, les guerres passent. Vaincus, vainqueurs, cela ne veut rien dire. Il n’y a que la mort qui soit victorieuse».
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] «Congres du Destin».
[7] «Code du statut personnel» - «Маджалля аль-ахваль аш-шахсийа».
[8] Не могу не подчеркнуть, что именно вокруг вопроса о правах женщины и кипят главные страсти в тунисской обществе сегодня, в 2013 году.
[9] Свое детство мальчик Хабиб провел на женской половине дома, поэтому его воспоминания о детстве столь эмоциальны, а желание освободить женщин от оков стало одной из целей его жизни.
[10] В 80-х годах были выполнены VI и VII пятилетние планы (1982-1986 и 1987-1991 гг.).
[11] В центре столицы Туниса есть улица России и улица Ленина. И там находятся два самых престижных в Тунисе колледжа. Поэтому и улицам дали имена, связанные с Россией. Рассказывают, что на одном из многолюдных митингов после провозглашения независимости Бургиба заявил: «Как сказал один великий человек, «всю жизнь надо учиться, учиться, учиться». Я всех вас посажу за парту!» И посадил!
[12] В странах, получивших на рубеже 60-х годов независимость, это было весьма редкое по продолжительности явление: стабильное развитие Туниса продолжалось почти два десятилетия.
http://www.proza.ru/2014/10/26/747
Le "Quartet" du "dialogue national" en Tunisie " a re
Le "Quartet" du "dialogue national" en Tunisie " a reçu Le Prix Nobel de la Paix en 2015, pour, je cite, «l'établissement de la démocratie pluraliste» et « la stabilisation de la situation dans le pays."
Cela a été annoncé par la Présidente du Comité Nobel
Kasi Cullmann Phoebe.
Quatre organisations de la société civile tunisienne ont reçu conjointement le prestigieux prix Nobel 2015 de la paix.
Je cite le message de felicitations `a la Tunisie du président algerien Bouteflika: « Ce prix est une marque de reconnaissance pour les efforts déployés par toutes les forces vives de la société tunisienne qui ont défendu avec fermeté et détermination les principes de consensus et
de compromis en une étape cruciale de l'histoire de la Tunisie sœur» .
L'attribution du Nobel de la paix au quartette d'organisations qui a conduit le dialogue national en Tunisie "montre la voie pour sortir des crises dans la région", s'est félicitée 9 oktobre la chef de la diplomatie européenne Federica Mogherini.
Le "Quartet" a été formé à un moment crucial
Rappellons qu`en 2011, en Tunisie, une vague de mécontentement social a conduit à la démission du président tunisien Ben Ali et `a son depart.
En 2013, le syndicat historique, Union générale tunisienne du travail (UGTT), l'organisation patronale Utica, l’Ordre des avocats et la Ligue tunisienne des droits de l'homme (LTDH), ces 4 organisations publiques s’étaient posés en « quartet pour le dialogue national » en Tunisie,
Elles ont agi à l'unisson avec leur autorité morale pour sauvegarder les aquis de la Tunisie et encourager les nouveaux progrès.
Cela a permis de continuer les transformations démocratiques dans les conditions dramatiques de la grave crise engendrée par le dite «printemps arabe» et la menace terroriste qui le suivait.
Le "Quartet" a été formé à un moment crucial, quand les transformations démocratiques commencées dans le pays, dans les années cinquante, par Habib Bourguiba, leader de la lutte de libération nationale, premier président de la Tunisie, ont été menacés par les djihadistes fanatique.
Les extremistes ont tente de prendre par force le pouvoir en Tunisie.
Le "Quartet" a ouvert la voie à un dialogue pacifique entre les citoyens tunisiens, les partis politiques et les organisations publiques. Le dialogue a apporté une contribution décisive dan le sauvetage de la démocratie tunisienne.
Aujourd`hui la Tunisie fait face à des défis politique et économique.
Il y a aussi le probleme de la sécurité.
La communauté internationale devait faire des efforts
Le chef du gouvernement de la Tunisie, Habib Essid, a declaré 29 septembre 2015 que la communauté internationale devait faire des efforts pour mettre fin aux conflits qui alimentent le terrorisme.
Dans un discours prononcé lors du débat général de l'Assemblée générale des Nations Unies, M. Essid a rappelé que les changements régionaux, rapides et successifs des dernières années, avaient aggravé la menace terroriste qui pèse sur la stabilité de nombre d'États dont la Tunisie.
Il a cité les deux attentats contre le musée Bardo à Tunis et contre la ville de Sousse, qui étaient, a-t-il dit, des « tentatives désespérées » pour saper l'approche de modération et tolérance prise par son pays et nuire à son économie en ciblant son secteur touristique, vital.
La prévalence du terrorisme et de l'extrémisme désormais partout dans le monde suppose, selon lui, une nouvelle approche pour le contrer de façon multilatérale.
Pour cette raison, M. Essid a renouvelé l'appel lancé ici au Siège de l'ONU en faveur d'une conférence de haut niveau contre le terrorisme « afin d'unifier les efforts internationaux contre ce fléau ».
La communauté internationale doit aussi multiplier les efforts pour mettre un terme aux conflits qui encouragent le terrorisme, a-t-il ajouté en évoquant « la cause palestinienne qui demeure au cœur des préoccupations de la Tunisie ».
En Libye, a-t-il poursuivi, « le peuple frère » voit également sa sécurité menacée et, avec elle, celle de ses voisins dont la Tunisie. Il a souhaité un accord politique et l'instauration d'un gouvernement d'unité nationale dans ce pays. La présence de Daech en Libye appelle davantage de coopération entre les États voisins, ainsi que le soutien de la communauté internationale pour endiguer la menace.
Continuer le combat contre le terrorisme
C`est pourquoi nous partageons la joie des Tunisiens. Mais aussi nous, les amis de la Tunisie, partageons un appel des Tunisiens à continuer le combat contre le terrorisme.
Le combat de l`armee tunisienne, de la police tunisienne contre des terroristes. Le combat avec des armes `a la main. Le combat soutenu par tout le peuple tunisien.
Par ce qu`il faut savoir defendre la democratie.
Par ce que la Tunisie est toujours menacée par la violence jihadiste, par le terroriste internationale implanté sur le sol libyen apres les bombardements de l`alliance de l`OTAN en 2011.
Le jihad economique et sociale.
Mais il y a un autre combat, plus important. le jihad contre la pauvreté, les inegalités sociales, le chomage et d`autres problemes . Le jihad economique et sociale.
Il reste des «chantiers» commencés par le peuple tunisien depuis son independance en 1956, par les generations de Bourguiba, des chantiers non achevés.
Et maintenant c`est la jeunesse tunisienne qui reprend la bannière rouge de la Revolution tunisienne pour continuer et construire la Tunisie libre et democratique, bien developpée economiquement et prospere dans chaque foyer, partout dans le pays.
Le peuple de la Tunisie, j`en suis sur, continuera son combat pour sa sécurité, sa stabilité et sa survie.
Tunisie est actuellement en zone de turbulence avec une situation fragile et précaire que les tunisiens vivent et ressentent.
La Tunisie a réellement besoin de cette lueur d'espoir.
La Tunisie a besion de la solidarite.
Les peuples unis face `a l`ennemi extremiste.
Je voudrais rappeler un fait historique.
Février 1961. Le général de Gaulle, president de la France, rencontre Habib Bourguiba, president de la Tunisie, dans le palais de Rambouillet `a Paris.
Le general cite les paroles que Staline, le dirigeant supreme de l`Union Sovietique, lui a dit en 1945:
«Vous savez, les guerres passent. Vaincus, vainqueurs, cela ne veut rien dire. Il n’y a que la mort qui soit victorieuse».
Pourquoi je cite ces mots –la?
Parce que les peuple sovietique, francais et tunisien ont ete ensemble pendant la Guerre contre le nazisme, cette peste brune. Et le nazisme a ete ecrase!
Aujourd`hui il y a une autre menace. La peste noire sous les bannieres noire de DAECH, la peste du fanatisme et du terrorisme.
Et aujourd`hui nous peuples, tous les peuples doivent etre unis face `a l`ennemi extremiste.
Cette ennemi a detruit la Jamahiria libyenne, a essaye de faire la meme chose en Syrie. Il menace encore la Tunisie.
Sous l`appel du president legitime syrien Assad, La Russie est venue en aide pour combattre le terrorisme et maintenant les pilotes russes avec l`armee syrienne chasse des terroristes du sol syrien.
Il n'y a d'autre choix que le dialogue
Le comité Nobel norvégien a expliqué que son choix se voulait "un encouragement au peuple tunisien" mais aussi une invitation aux autres pays, notamment au Moyen-Orient, à suivre son exemple.
Oui,
Il n`y a que la seule voix du progres et de la democratie , la voie de DIALOGUE Nationale `a l`interieur de chaque pays. Le but de ce DIALOGUE est de trouver une solution pacifique des problemes interieures.
Il n`y a que la seule voix du progres et de la democratie entre les paye et les peuples , la voie de DIALOGUE Internationale, Le Dialogue des civilisations, pour trouver des solutions pacifiques de graves problemes internationales
Je me rappele bien que l`appel a ce Dialogue a ete prononce par la Tunisie.
Aujourd`hui la Tunisie comme la Russie et d`autres pays epris de la Paix, propose de reprendre ce DIALOQUE `a l`echelle internationale.
Et en premier lieu - pour combattre le terrorisme qui menace chaque pays, chaque maison, nous tous.
Avec ce prix Nobel, la Tunisie s'en sort noblement puisqu'elle est redevenue une référence grâce à la détermination d'un peuple, aux martyrs et surtout à tous ceux qui ont misé sur le dialogue qui reste aujourd'hui encore la seule voie menant à la paix sociale et à la stabilité politique.
Il n'y a d'autre choix que le dialogue et rien que le dialogue.
Из дневника Ганнибала (2 век до н.э.)
Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно определить по его глазам.
Ни один человек никогда не будет счастлив, пока он не почувствует себя счастливым с другими людьми.
Говорить правду — это не столько дело воли, сколько воспитания.
Не надо говорить о том, каким должен быть хороший человек, будьте им!
Не важно, какое дело человек выбирает. Важно, чтобы во всем, что он делает, он проявляет благородство, ответствен, следует долгу и чести.
Против доброты невозможно устоять. Что может сделать вам человек, если вы постоянно добры к нему?
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.
Смотрите внутрь себя. Внутри вас источник добра, который никогда не истощится, если вы не перестанете черпать из этого источника для других.
Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся. Вразумлять кого-либо бесполезно. Поэтому зная, что может совершить тот или иной человек, поступай по отношению к нему соответственно.